Дневник пробега САРАТОВ-ТУЛА-КАЛУГА-МОСКВА-ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК (1982г)

Представляем вашему вниманию дневник пробега САРАТОВ-ТУЛА-КАЛУГА-МОСКВА-ЗВЁЗДНЫЙ ГОРОДОК, посвященного 25-летию запуска первого спутника и 125-летию К.Э.Циолковского фотокорреспондента Духовникова Никиты Александровича.

Агитационный пробег был организован Ю.А.Яковлевым, председателем саратовского Клуба Любителей Бега (КЛБ) «Кристалл», с участием бегунов из Калуги (в т.ч., внучки К.Циолковского учительницы М.В.Самбуровой и ее сына Сергея) и из московского КЛБ «Парсек» (председатель – М.Попов). Комиссар пробега – В.Калашников.

В капсулы – модели спутника мы набрали землю с места приземления Ю.Гагарина и дарили их по пути.

Вся команда ехала в Икарусе, а микроавтобус РАФ и Москвич развозили пары бегунов через каждый километр вперед. После каждого этапа пары бегунов подбирал идущий сзади Икарус.  В городах и поселках бежали все вместе, часто нас сопровождала кавалькада из местных бегунов и школьников. И постоянно — местная милиция с мигалками. Отец и сын Николаенко на Москвиче догнали нас позже. В.Перевалов присоединился к пробегу в Туле.

Все бежали в единой спортивной форме. В зависимости от погоды командор Ю.Яковлев командовал: форма номер один (два, три…) – трусы-майка, +гетры, +брюки и куртка и т.д. Ночевали в спальных мешках в спортзалах, иногда в гостиницах.

25.09.1982, суббота

6:00 – сбор у проходной. Несмотря на темноту, потерь в личном составе и материальной части нет (кроме автомобиля «Москвич» и двоих Николаенко).

По дороге кое-кого подобрали. С нами: «Волгари» во главе с И.А. Пилипчуком и наши (Ю.С. Касаткин, В.Д. Перевалов и др. — жаль, что бросят нас).

Прибыли на место приземления. Наконец-то объявился фотограф. Холодно. Все прыгают – холодно-то в трусах! Легкое предстартовое волнение, оживление и беспорядок. Самбуровы набирают землю, фотографируемся с памятником и вперед! Эстафета идет хорошо.

В центре Энгельса нас встречают и провожают бегом очаровательные детишки из КЛБ «Вокруг света».

На ярмарке на пл. Ленина в Энгельсе – бардак, даже цветы нельзя положить. Немного пробежали, и снова – эстафета. Прекрасные этапы на мосту через Волгу. Гостям мост понравился. К площади Революции снова идем все вместе. На площади очередное свинство – играет музыка, ничего не слышно. Возложили цветы Ленину (Пятков Ф.А. и Самбурова М.В.), агитпробег до Астраханской и снова гоним и… нагоняем график.

В 11.45 на 2-й Дачной – Королевская встреча, весь КЛБ «Кристалл» высыпал.

На площади Ленина на 3-й Дачной снова выбили нас из графика: долго ждали. Зато во время круга почета было страсть как много фото-, кинооператоров и музыкантов. Всучили «спутник» без земли и бежать!

Становится жарко. В 13:20 – вышли из Саратова. Снова входим в график, начинают бегать все дамы. Василий Алексеевич «шалит» — часто оставляет Федора Александровича; некрасиво, да и эффектный кадр с телевиком МТО-1000, с холмика, у меня не получился.

В. и М.Николаенко нас все-таки догнали.

РАФ уехал на разведку. В Широком – обед будет, в Каменке – обеда не будет, в Озерках, с помощью ресторана «Былина», обед сколотили, но… в 17:00. Люди голодные как звери. Обед славный. И сразу начинаем его утрамбовывать в эстафете. На вторую разведку уже едет «Москвич», с РАФом легче. Прилично поснимал на фото и кино.

Гозу Л.Р. и Курилюку Г.А. перебежали дорогу бараны.

Твердо установлено: километровые столбы вовсе не километровые!

В Петровск прибежали точно по графику. Короткая пресс-конференция, душ, хороший ужин. Наградили победителей на этапах: Е.Хончук и Т.Пименову, А.Криворучко и Н.Дыжина, М.Самбурову – за 1-й выход на большую спортивную арену. Все нормально!

СПИМ (в спортзале, дамы в мешках и на матах, кавалеры – без матов) в доме физкультуры, где даже едим на теннисных столах.

26.9.1982, воскресенье  Первый подъем. Зарядка в спортзале (некоторые халтурят: не будем называть кто(!)). Измерение давления с завтраком и старт в 7:00. Пышное сопровождение – один школьник. За Петровском на тех-остановке наградили «кавалькаду» и милиционера, который вернулся, а нас по пензенской земле повел другой.

В Лопатино опоздали, люди разошлись, но руководство упрямо продолжило митинг по всей форме. По всей территории района нас сопровождали (эстафетой, как и мы) лопатинские ребята – биатлонисты.

Рвачи – Н.Дыжин с А.Криворучко — очень нетактично бросали этих ребят, и те изучили наших и, выставляя кого нужно, часто оставляли нас в хвосте.

Впервые пробежал Миша Задворнов, наш механик-водитель, первый плод агитации.

Из-за встреч выбились из графика. Купили морковь с помидорами. Решили обедать на ходу. Но все-таки в Русском Камешкире, в сказочном трактире «Камешкирские узоры», остановились: нам приготовили отличный чай с булочками. Заполнив термосы, бежим дальше, но уже по одному. Потом РАФ перестал даже ждать бегущих (время не засекали), и эстафета пошла почти со скоростью РАФа; при этом можно было бежать хоть трусцой. Парадокс: чем сильнее выбиваемся из графика, и чем быстрее идет эстафета, тем легче бегунам.

Начались сосновые леса.

Городище. Нас ждет в ресторане нежеланный обед, но отказываться неудобно. М.Попов, оказывается, — вегетарианец; ему подарок — букет петрушки. У меня обновка – секундомер.

Бежим в Пензу. Чтобы войти в город через главные «ворота» шпарим на автобусе 30 км. Темнеет. Строимся, бежим «всей гурьбой». ГАИ остановило почти всё движение. Бежим в темноте при свете фар и ночной иллюминации. Почти сразу к нам присоединяются подвыпивший и, кажется, немного ненормальный парень Саша, якобы с Камчатки. Машет руками, как пугало,  что-то орёт. Люди на остановках приветствуют нас, хотя уехать не могут именно из-за нас.

В центре никто нас не встречает,  не кормит и не поит. У памятника Ленину возлагаем цветы, а «пензяки» (как скандировал им в ответ С.Рожков) тут как тут. Этот спонтанный митинг-конференция получился лучше настоящего. Командор даже начал терять голос.

Замерзшие и уставшие после 65-минутного пробега (и двух дней гонки) едем в супер-отель «Сура», который, по мнению жителей, (и весьма справедливо!) не лучше спортзала. Правда, душ был. Поужинали каждый в своей норе.

От Саши с Камчатки еле отвязались (!) — хотел бежать с нами.

М. Попов сделал эстафетную палочку: «Саратов-Калуга-Звездный к 125-летию К.Э. Циолковского».

27.9.1982, понедельник  Подъем в 6:00. Долго возился с фотоплёнками – ушел из «отеля» последним. Ночью прошел первый дождь. Дождь-то первый, а форма вторая, без гетр.

Старт на площади Победы. Пока я, присев, снимал старт, меня чуть не затоптали.

Бежим по одному, отдыхаем. Пасмурно, но асфальт сухой. На полчаса раньше пошли в Мокшаны. Встречи не было – все якобы в колхозе. Одни гуси да грязь (а мы, как раз, снова гетры надели). В теремке «Сторож» хорошо поели, выпили «кофе» (весь чай ушел в термосы).

Пошел грибной дождик. Снова гетры – на полку. А дождь кончился.

И вот снова на дистанции механик М.Задворнов, да еще в паре с шофером, В. Капустиным. Тут уже стало все ясно: надо готовить им майки «Кристалла». И вот нас – 55! На следующем их этапе В.Мартынов (водитель РАФа) не отметил им конец километра, и они пробежали чуть ли не два. Зато снова была тонкая шутка. Позже над ним тоже подшутила пара бегунов: когда дорогу нам пересекла автотрасса, бегуны пожали друг другу руки и разбежались в разные стороны. А водитель стоит и гадает – куда ехать.

Нижний Ломов. Теплая встреча, вымпел, цветы, множество детишек. В столовой хороший обед (главное, бесплатный!). А тут еще нас догнали подарки из Пензы с Р.Зохиной, М.Самбуровым и В. Николаенко в придачу: дефицитные шагомеры, кроссовки, конфеты и другая снедь – многого этого быстро не стало.

И снова вперед. Бегут по обочинам гуськом коровы, а мимо них С.Ильин на обгон идет. Так они разом головы влево как повернут; проводили его взглядом, «расшифровали» на его майке КЛБ и спокойно трусят дальше.

Командор потерял голос. На подступах к Беднодемьяновску нас встретил Ю.В. Зверев, учитель физкультуры, наш большой друг и вообще замечательный человек.

Ну вот – еще одной майки не стало: шофёр В.Мартынов побежал. Прирост населения в клубе – 10% за сутки.

Ночной Беднодемьяновск нас встретил по-царски: многочисленная, прекрасно организованная и дисциплинированная толпа на площади, оркестр, местные власти, нарядные девушки с караваем, подарки (цветы, керамика). С.Ильин разбил башку своему подарку — керамическому петуху. Кстати, с этих разодетых красавиц начал свою целовальную эпопею комиссар В.КАЛАШНИКОВ!

Я впервые снимал на улице со вспышкой. Наверное, за это две симпатичные школьницы, уже после церемонии, в обмен на автограф, подарили мне не менее симпатичного керамического льва.

Отличный ужин в ресторане, прекрасный прием в общежитии.  В общем, почти полное счастье. А ради совсем уж полного счастья мы с Алексеем, Камиллом и Александром по новой методике (бельевой резинкой с узлом) полчаса лупили мух в комнате.

28.9.1982, вторник   Подъем в 6:00. На завтрак — миска рисовой каши. Очень холодно и сыро. Автобус у общежития пришлось «подтолкнуть».

Нас провожают беднодемьяновцы, а Ю.В. Зверев поехал с нами по Мордовии. Настроение отличное. Юрий Васильевич подарил гладиолусы из своего чудо-сада, (один даже черный), рассказывает интересные истории, описывает свой удивительный рукотворный пруд. Читаем статью в беднодемьяновском «Луче коммунизма» про нас. Побежал шофёр Б.Малышенко. Бегут 100%!

Зубова поляна в Мордовии. Ну и встреча! Видимо на этом клочке мордовской земли на нас решили выплеснуть то, что в других областях нам доставалось в десятке мест. Народу – тьма.

Наша колонна буквально плывет в море школьников. Тут и вымпел, и цветы, и хлеб-соль. Комиссар, как всегда, в ударе – перецеловал всех! Проводы столь же многолюдные. От ребят даже ж/д переездом не могли отвязаться. Неутомимая толпа испытывала нас на прочность – ведь сесть в автобус при них было неловко. Н.Дыжин «рванул», они не отстают – ничего не помогает. Наконец, переходим все-таки к эстафете. Ю.Зверева упросили проехать до следующей остановки. Он спел на прощанье.

На каждой остановке собираем грибы,  как цветы, охапку за минуту, их хоть косой коси.

Кругом леса,  появилось солнце. Шамиль нашел кормовую свеклу и после этапа вручил ее сыроеду М.Попову.

Шацк. На машине в мегафон «вещает» народу о пользе бега уже С.Н.Стенькина; у Г.Г. Бондаренко дни отдыха. Обед ужасно обильный. Едим за двоих. А хитрый командор полизал сметанки и три километра гнал нас в темпе, отнюдь не агитационном. Нашел способ обжор выявлять!

В Путятино прибыли после короткого броска засветло, раньше срока — в 17:30. Где цветы, где музыка?! Штурмуем райком – трофеи – два букета и предложение прибыть вовремя. Час моем автобус, резвимся; мы с Н.Дыжиным даже на велосипедах поездили (позаимствовали у ребят).

Когда бежали по улицам, один прохожий узнал Ф.А. Пяткова – помнят его по такому же пробегу 1979 года.

Собрание в клубе. Полный зал (может из-за кино?)  поговорили о беге, о К.Э. Циолковском, всё-таки их секретарь Коля – всем тюфякам тюфяк!

Пешком в темноте пробираемся в школу (туда даже автобус не мог въехать). Холод собачий, грязь, какой-то идиотский кипятильник, засоренная раковина, бочка с грязной водой – жуть. Но зато все вместе весело поели и спать. Я надел на себя все, что у меня было (а было у меня не мало) и влез в мешок, но все равно было прохладно — это зарождалась коварная простуда.

29.9.1982, среда  Подъем в 5:15. Быстрый завтрак. Пока ждем водителей, набросал статью в местную газету.

Разминка «на берегу» и вперед. Пробежали 28 км. Дальше дорога на Ижевское уходила в сторону от шоссе; дорога была плохая, надо было переправляться на пароме через Оку.  Поэтому мы поехали в обход, а Н.Дыжин, М.Попов и эстафетная палочка рванули по прямой.

В Ижевском нас встретил директор музея Циолковского А.И. Коваль. Вручили ему спутник с землёй, осмотрели музей. Когда мы уже вышли из музея и очутились в толпе ребят, подоспели Коля Дыжин и Михаил Попов – пять часов они хлюпали по раскисшей дороге.

Доехали до дома, где родился К.Э.Циолковский. Его правнук С.Самбуров перелез через забор и украл кусок земли для своего палисадника.

По селу нас возил Алексей Павлович Балашов – старый большевик, он был одним из трех человек, записавших речь Ленина на Финляндском вокзале. После революции работал в политбюро, ничего не слышал о Циолковском. И только за границей из лекции Германа Оберта узнал о его значении. Он послал Сталину вырезки из иностранных газет о Циолковском и этим обратил на него внимание правительства. Балашов очень много делает для увековечения памяти Циолковского. Живет в Москве и специально, ради нас, приехал в Ижевское. Порывался бежать с нами, но передумал и уехал в Москву, готовить встречу. Благодаря подвигу Н.Дыжина и М.Попова в Спасск уже едем. Встречавшие нас школьники подарили нам значки, мы им – открытки.

После обеда все (кто успел) накупили болоньевых курток.

Рязань, бежим по городу к памятнику К.Э.Циолковскому, открытому 17.9.82 (арх. Комов).

В «Москвиче» мы с С.Самбуровым намекнули некоему провожатому, тренеру-общественнику, судье республиканской категории по ГТО, что его коробку с цейлонским чаем неплохо бы подарить нам (что он потом на церемонии в школе и сделал).

В 16-й школе (спортивной, им. К.Э.Циолковского) нас ждала хорошо организованная, но скромная встреча. Они полагали, что мы едем к ним из-за их прекрасного музея Циолковского. Но агитация возымела действие; директор обещала бегать сама, увлечь дочь и учителей, а также всю школу. Их муз. рук. пела прекрасную песню  о космосе, которую мы потом записали на магнитофон. Т.к. у них уже была медаль из гагаринского техникума, то мы посовещавшись, подарили им капсулу с землёй (хорошо иметь в запасе!).

Ночевали в манеже – спортивном. Огромный зал-стадион, на втором этаже гимнастический зал. Я устроил небольшой концерт на пианино (стояло в зале художественной гимнастики). Спали, как всегда, на матах.

30.9.1982, четверг. В таком зале грех не провести основательную разминку (а я заряжаю фотопленки в темном коридоре).

По городу бежим по трое, затем по двое.

Учили гимн марафонцев,  сочиненный С.Будановым в первом Звёздном пробеге.

Захарово. Только два руководителя – остальные на картошке.

Михайлово. Встречают школьники, секретарь райкома ВЛКСМ. Фотографируемся у памятника с танком. Отсюда погнали немцев в 1941 году. Здесь жил и погиб Анатолий Мерзлов, его трактор стоит у СПТУ. Побывали в историческом музее.

В Тульской области, чувствуется, нас ждали и давно. На каждом перекрестке – постовые.

В Гремячем (куда мы опоздали на час) весьма торжественная встреча: знамена, школьники, микрофоны, местное начальство.

Подарили медаль.

Подъезжаем, точнее, подбегаем к Венёву. Как столбы, часто попадаются ребята с красными повязками – ждут.

Венёву уже свыше 600 лет.

Нас обслужили в уже закрытой столовой симпатичные поварихи — комиссар, как всегда, на высоте! Ночуем в общежитии. Клеим новые капсулы-спутники с П.Н.Евлентьевым и их «главным конструктором» А.Фомичёвым; прекрасная лекция Петра Николаевича на тему: «Баня»!!!

1.10.1982, пятница. Время сдвинуто – лишний час на сон!

Завтрак на бегу – булка с сыром. Комиссар раздает наградные километры. Видели злого индюка.

В Туле хороший прием, прекрасная встреча в спортшколе.

Подарки, сувениры (самоварчик, значки и пр.). На улице встретили В.Перевалова и калужанина А.Ф. Набатова — нашего полку прибыло.

Впечатляющий Кремль. Памятник – «Катюша».

Ребята у этой ДЮСШ (в которой мы тоже оставили спутник) сопровождали нас в пробеге по Туле. Нас ведут 3 машины ГАИ.

Километр вне очереди М.Попову за тульские пряники.

Подходим к Калуге. У нас прибавление: любитель бега из Калуги, подполковник Модест Борисович Новинский.

Оригинальный памятник в честь 600-летия города: шар и стрела с Гагариным.

Темнеет. Митинг короткий и деловой. Ужин. Ночлег: часть в гостинице «Калуга», человек десять со мной – у Самбуровых, в кабинете К.Э. Циолковского.

Перед Калугой нас встретили вернувшиеся из Звёздного городка С.Самбуров и Р.Зохина.

2.10.1982, суббота.  С утра нас возит по городу ученица Марии Вениаминовны Самбуровой. Завтрак. Едем в школу, где Циолковский и его внучка проработали по 20 лет. Недоразумение с РАФом: вся моя фотоаппаратура заперта в нем. А В.А.Нефёдов при вручении спутника не снял крышку с объектива своего фотоаппарата. В школе очень солидный музей Циолковского.

3.10.1982, воскресенье.  В глубокой тайне,  небольшая группа (10 чел.) под командованием вице-командора В.Перевалова (свеженького – в Тулу на самолёте прилетел) в сопровождении РАФа стартовала в Боровске рано утром и устремилась к Наро-Фоминску. Там их встречали представители комсомола, спорткомитета, школьники. Подарили медали, значки, ленту чемпиона, вымпел. Они подарили благодарственное письмо, осмотрели музей боевой славы.

Встретились мы уже за Наро-Фоминском: мы обогнали их на автобусе. Так что и приличия соблюдены, и из графика не выбились. В пути поздравили Марию Вениаминовну Самбурову с днём учителя. Ветераны хотели спеть ей Школьный вальс, а слов не помнят. Пришлось мне, впервые в жизни, спеть внучке К.Э.Циолковского в автобусный микрофон, в который вещают экскурсоводы.

От московской кольцевой дороги бежим эстафетой, передавая палочку.

Всюду посты ГАИ. Нас сопровождают бегуны из московского «Парсека» и калининградского «Муравья». Один «муравейчик» шпарил без отдыха с эстафетой километров десять и ни разу не отстал.

Видим Университет дружбы народов им. П.Лумумбы: где они столько негров набрали?

В 13:50 нас встречает клуб «Парсек» М.Попова. Вместо традиционного каравая – пирог. На столах – капуста, яблоки, сок, чай и ни грамма мяса (это Мишкино влияние!).

Бежим по Ленинградскому проспекту. На площади Ю.Гагарина нас уже встречают москвичи (и А.П.Балашов среди них). Ю.Яковлев рапортует, фотографируемся у памятника Ю.Гагарину и снова, который уже раз, вперед! Общей группой, по центру Москвы! Никогда не думал, что у меня хватит нахальства самолично, движением руки останавливать движение на огромных московских проспектах лишь для того, чтобы снять нашу группу.

На ВДНХ нас встречает Н.С.Королева, дочь генерального конструктора (она подарила всем открытки с автографом).

Идем в музей Космонавтики. Экспонаты самые обычные, но оформление – как в волшебной сказке! Темный зал. И прямо напротив входа сияет бронзовая фигура космонавта на фоне витражей. Экспонаты освещены разноцветными прожекторами, всюду ковры. В кинозале смотрим фильм о космосе с поднебесной музыкой!

Недалеко от ВДНХ находится дом-музей С.П.Королева. Это и дом и дача. Двухэтажный, чистый и удобный. Осматриваем его в два захода: всем сразу не поместиться.

Снова бежим, уже по проспекту Мира. Голодные, но воодушевленные и счастливые: близко ФИНИШ!!!

Затемно прибежали в Калининград. Радушная встреча. Едем в «муравейник».

Этот вечер в клубе «Муравей» — одно из самых радостных событий в пробеге. «Живут» они в подвале дома – два ряда комнат без окон, с трубами под потолком, в общем, обычный подвал.

У входа – туалет, раздевалка. Есть детский манеж, в котором одна из мам сидит со всеми детьми, пока родители бегают. В «Спортзале» — прекрасная вещь – электромассажер, маты, гири, шведская стенка. Рядом – музей наград, вымпелов, всевозможных сувениров; много фотографий. Есть и танцзал, увешанный самодельными афишами о дискотеках, вечерах отдыха и тд.

В «столовой» нас накормили прекрасным ужином: картошка, чудесная колбаса и сыр, два самовара с чаем и прочие яства.

… но пора спать. Едем на детский стадион в гостиницу.

4.10.1982.  25-я годовщина запуска первого спутника! Последний день – близка ПОБЕДА!

Эстафета у Калининграда. Из Калининграда летим в Звездный! Осталось совсем немного – можно себя не жалеть!

Звездный расположен в лесу, обнесен стеной, у ворот – часовые. Вбегаем все вместе. С.Самбуров (как ст.лейтенант авиации) получил разрешение пробежаться по улицам городка. Честно говоря, ждал более торжественной и многолюдной встречи. Однако прохожих было очень мало. Только у ворот Звёздного нас встретила группа бегунов и сопровождала до финиша.

У памятника Ю.Гагарину нас ждали космонавт Валерий Ильич Рождественский, зам.нач. политотдела и еще какой-то офицер-летчик.

Последний рапорт командора. Последние приветственные речи. Последний раз вручаем спутник-капсулу и майку.

В.Рождественский (который, по словам председателя КЛБ «Муравей» В.Волкова, всегда встречает такие пробеги) очень хорошо сказал о физкультуре, о ее важности в отличие от большого спорта.

Затем подарил нам книги о международных космических полетах с автографами А.Николаева, В.Зудова, Л.Кизима, В.Джанибекова и самого В.Рождественского.

Идем в музей Космонавтики. Очень богатый: помимо обычных спутников и станций здесь много вещей космонавтов, скафандры, питание, летные костюмы Г.Добровольского, В.Волкова и В.Пацаева; великое множество сувениров со всего света; кабинет Ю.Гагарина с его последними записями и почтой, полученной в день гибели.

У нас на глазах открыли стеклянную витрину и поставили наш спутник рядом с капсулами, в которых была земля с места старта и рождения Ю.Гагарина.

За три часа свободного времени многие поставили на почте уникальные памятные штемпели на конверты и книги, отправили телеграммы и письма (с уникальным штемпелем 4.10.1982 с первым спутником), побывали в гостях у местных лебедей, в магазины заглянули. Наконец, обед в кафе, где едят сами космонавты. С.Рожков спел песню, которую сочинил с М.Поповым,  я поиграл немного на пианино.

Потом еще погуляли, купили командору фотоаппарат «Зенит» и… настал грустный момент, с которого началось наше возвращение – «Икарус» помчался в Калининград.

ЭПИЛОГ

В этот вечер пришел В.Волков, много рассказал о космонавтах. Устроили концерт, который я, к сожалению, проспал. Говорят, выступал Ф.Пятков со стихами, фокусами, танцами и пародиями на бег (у него талантов – как медалей), Г.Бондаренко и В.Николаенко.

Калужане уехали и забрали с собой С.Ильина – хотели бежать марафон в Химках (потом мы узнали, что его перенесли).

Дальше наши пути разошлись: каждый гулял сам по себе. Мы с В.Калашниковым, В.Николаенко, К.Ферзалиевым присоединились к Ю.Яковлеву для солидности и обошли редакции центральных газет.

Лишь вечером, в 18:10 мы снова собрались все вместе, чтобы рано утром уехать домой.

Доехали нормально. Пели, ели, веселились всю дорогу. Уже затемно мы вернулись в родной Саратов, которого не видели уже

13 дней!!!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.