Бегаете? Слушайте музыку!

 

Новое экспертное заключение было обнародовано британской Ассоциацией Науки в Спорте и Физических упражнениях на тему особенностей использования музыкального сопровождения во время занятий физкультурой.

 

Сейчас уже стало обычным делом использовать музыку во время релаксационных, развивающих и восстановительных физических упражнений. Музыкальный жанр выбирается по личным предпочтениям, а не на основе научных данных. Стоит заметить, что этой тематике уже посвящено множество научно-исследовательских работ, результаты которых и попытались обобщить специалисты Ассоциации.

Работы, проводившиеся до середины 1990-х годов, были довольно хаотичными и давали неоднозначные результаты. Это было вполне естественно, ведь занимавшиеся исследованиями специалисты не имели нужную теоретическую базу. Они неправильно подбирали системы измерений, могли путаться в музыкальных терминах и в большинстве своем неправильно проводили свои эксперименты.

 

В своих работах исследователи Terry и Karageorghis создали концепцию музыкального воздействия и стандартизировали методы выбора произведений. Благодаря этому исследование данной темы перешло на новый, качественный уровень. Последующие исследования неизменно подтверждали пользу от использования музыки во время физических занятий. Музыкальное сопровождение:

 

  • — отвлекало от нагрузки;

 

  • — способствовало переключению и регулировке эмоций и настроения занимающихся;

 

  • — активизировало ассоциативное мышление и прочие когнитивные процессы;

 

  • — помогало установить ритм движений и  прочее.

 

Все вышеперечисленные реакции на музыкальное сопровождение способствовало увеличению ритма, силы, выносливости и даже способностей во время занятий. Несмотря на то, что положительные эффекты были мало изучены, они проявлялись при точном соблюдении выбора программ упражнений. И именно этот момент был очень важен в работе, ведь в первую очередь исследовался восстановительный процесс с медицинской точки зрения.

 

Основными факторами, которые влияли восприимчивость к музыкальной композиции во время нагрузки, были определены общая гармония и музыкальные достоинства ритмичности произведения. Второстепенными факторами стали популярность жанра среди целевой аудитории и ассоциативность, в первую очередь проявляющиеся на больших спортивных состязаниях с использованием известных произведений.

 

Особое внимание стали проявлять учету личностных и ситуационных факторов относительно каждого конкретного случая. Так, мужчины предпочитают басовые частоты, экстраверты предпочитают живое исполнение музыки, в отличие от интровертов. К тому же здесь следует делать поправку на ожидания аудитории, иными словами её настрой на звучание определенного типа музыки во время занятий.

 

Гораздо меньше работ было посвящено влиянию музыкального сопровождение перед занятиями, но все они отмечали определенный стимулирующий эффект от подобного приема – в этом случае подготовка и психологическое состояние занимающихся определенно оптимизировалось.

 

Синхронный фоновый звуковой ряд дает не только физические (отвлечение внимания и позитивный настрой), но и физические (усиление способностей) преимущества. Лучше всего это проявляется при малых и средних нагрузках. Даже то, что эта музыка является по своей природе мотивационной, он может оказывать положительное влияние на стабилизацию длительных монотонных движений, к примеру, во время забега на длинную дистанцию.

 

Используя определенное звуковое сопровождение добровольцы, бегая трусцой, до истощения могли преодолеть дистанцию на 15% длиннее, веем их соперники из контрольной группы, которые бежали без музыки. Кроме того, благодаря стабилизации ритма передвижения, эта музыка способствовала уменьшению среднего потребления кислорода и уменьшала ощущение усталости до 12%.

 

Восстановительной музыкой, которую лучше всего использовать после упражнений, практически никто не занимается. Первые исследования на этом поприще дают обнадеживающие результаты, а значит перед исследователями ему множество неизведанного. Читатели могут ознакомиться с полным перечнем рекомендаций по этому вопросу в Журнале спортивной науки (Journal of Sports Sciences) за май.

 

В список входят как общеметодологические (физкультурники должны хотя бы примерно знать музыку), так и точные указания по подбору музыкального произведения. К примеру, для асинхронного типа звукового сопровождения частота ритма должна держаться в пределах 125-140 ударов в минуту. Авторы этих рекомендаций подчеркивают, что все они были разработаны на основе исследований любителей, а значит, нецелесообразно будет переносить их в профессиональный спорт.

 

Вышеупомянутые советы пока годятся только для музыкального сопровождения физических упражнений. Возможно, в скором времени могут появиться рекомендации по подбору музыкального ряда для подготовительного и релаксационного периодов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий