Готовясь взлететь

Готовясь взлететьБегуны-любители музыки знают ее мотивирующую силу. Но как именно должна звучать идеальная «беговая» песня?

 

 

 

 

 

 

Джим Петерик все еще помнит тот разговор. Это было в 1982 году, сонграйтер (songwriter – песенник, автор музыки и текста – прим.пер.) сидел у себя дома в Чикаго, когда ему позвонил Сильвестр Сталлоне с интригующей просьбой: «Я сейчас снимаю «Рокки III», и мне нужна песня для детишек», сказал он. Вскоре после этого Петерик вместе с Фрэнки Салливаном, гитаристом и сооснователем рок-группы Survivor, посмотрели сырой монтаж фильма. Он сразу же вдохновился увиденным. «Я стал наигрывать то, что впоследствии стало начальным гитарным рифом песни, на «мертвой» (не звучащей) струне моего Les Paul’а (марка гитары – прим. пер.), говорит Петерик, пробегающий по три мили (около 5 км) четыре раза в неделю. «Мы добавили барабаны, и в результате получили настоящую энергию. Настоящую пульсацию. Потом я смотрел фильм, и рука сама начала выбрасывать удары. Я стал стучать по клавишам – бам-бам-бам – имитируя удары. Таким образом создавалось напряжение».

Результатом стал хит № 1 журнала «Билборд» – “Eye of the Tiger” (Глаз Тигра) – гимн, который некоторые бегуны любят, некоторые ненавидят, и почти на каждом дорожном соревновании от 5-К (пятикилометровый кросс) до ультрамарафона его заводят на оглушительной громкости вдоль трасы.

Survivor – Eye of the Tiger

Даже те, кто считает «Eye of the Tiger» худшим представителем популярной музыки 80-х, признают, что в ней есть все ключевые элементы замечательной песни для бега. «Я понимаю ее великолепие», говорит Кенни Лагуна, многолетний продюсер Джоан Джетт (американской рок-певицы – прим.пер.) и бегун-любитель. «Ни одна тренировка не проходит более драматичного, более напряженно, чем тренировка бойца. Поэтому когда вы бежите под эту песню, вам легко представить Рокки Бальбоа встающего в 4 часа утра, отправляющегося на пробежку и молотящего ступени лестницы в Филадельфии. Это простой, мощный посыл».

Может быть так. Но давайте-ка на минуточку станем честными. Если вы относитесь к спорту серьезно, существует 50-процентная вероятность, что фраза «поистине великая песня для бега» приводит вас в замешательство не меньше, чем коллега, говорящий с вами из соседней душевой кабинки. Для многих бегунов выход на пробежку вместе с iPod’ом — святотатство. Суть бега, говорят они, в том, чтобы настроиться на одну волну со своим телом, прочувствовать момент, и не заглушить марш-бросок по лесу очередной песенкой.
Что ж, вполне справедливо.

Но для миллионов из нас, кто наслаждается тренировками и даже спортивными выступлениями вместе с музыкой, поиски идеальной беговой песни превратились в бесконечную и увлекательную погоню. Сотни блогов и сайтов в интернете дискутируют на эту тему. Непрерывный сетевой спор – «Eye of the Tiger» против «Lose Yourself” Эминема – пожалуй, никогда не разрешится. Многие бегуны выбирают звуки хип-хопа, например “Talib Kweli” или “Public Enemy”, не меньшее число предпочитают рокеров вроде Ленни Кравитца, “Metallica” или “Velvet Revolver”, кантри-исполнителей, таких как Клинт Блэк или Таня Такер, или даже современнейшие техно-биты.

Учитывая такое разнообразие, можно ли говорить, что идеальная беговая музыка существует?

Несомненно. Так говорит д-р Костас Карагеоргис (см. также «Бегая с музыкой»), профессор психологии отделения Брунельского Университета в Западном Лондоне. Выпускник Брунельской Школы Спортивного Воспитания, Карагеоргис в прошлом был членом университетской спринтерской команды, а последние 20 лет посвятил изучению взаимосвязи музыки и спортивных результатов. Не удивительно, что он не придает большого значения воздействию музыки на бегунов высшего уровня. «Профессионалы предпочитают обращать внимание на регулирование своего организма и эффективность. Их внимание обращено внутрь, а не на музыку». Но для большинства из нас у него другая песня. «Что касается спортсменов-любителей, то я установил, что прослушивание нужной песни до и во время упражнения не только уменьшает чувство усталости, но и может повысить уровень производительности на 20 процентов. Иными словами, ритмическая составляющая музыки почти является аналогом движения и пониженного расхода энергии. Если бегуны выбирают правильную песню, они могут улучшить свою эффективность».

Так какие они – правильные песни? В ходе исследования, имевшего своей целью установить взаимосвязь между ЧСС и музыкальными предпочтениями, Карагеоргис выяснил, что «высокоскоростные» песни – превышающие 120 битов в минуту (БВМ) – способствуют пиковой производительности при высокой интенсивности упражнений – до 75% от максимальной ЧСС (в свою очередь более медленная музыка лучше работает в восстановительные периоды). Хотя Карагеоргис изучил воздействие буквально тысяч песен, перечисляет он только четыре из них, которые благодаря «быстрым» аранжировкам, задорным текстам и скоростным БВМ приводят к чрезвычайно мощным результатам у бегунов, работающих при почти максимальной ЧСС. И запомните, этот список составлен человеком, работающим в лаборатории, а не в музыкальном магазине:

1. «The Heat Is On» Гленна Фрея

2. «Reach» группы «S Club 7»

3. «Everybody Needs Somebody to Love» группы «Братья Блюз»

4. Увертюра к «Вильгельму Теллю» Джоаккино Россини

«Наше исследование показало, что одну и ту же музыкальную композицию можно подобрать для некоторого числа людей, воспитанных сходным образом, и воздействие будет огромным», говорит Карагеоргис, помогающий в организации «Бега под ритм» 5 октября (2010 года) на полумарафоне в пригороде Лондона Гринвич, сопровождать который будут тщательно подобранные композиции. «Существуют песни, которые служат практически универсальными мотиваторами. Это – доказанный факт».

Возможно. Но причем здесь «The Heat is on»? Или «Братья Блюз» вместе с Дэном Эйкройдом?

«Да вы издеваетесь», говорит Бев Оден, бывший игрок олимпийской команды США по волейболу, в настоящее время бегающий четыре раза в неделю. «Эти песни не настраивают людей к бегу. Они скорее располагают вас ко сну».

Перевод: «Спасибо,  но мы уж как-нибудь сами».

Если бегуны-рокеры вроде Петерика или Лагуны в чем-то и согласны, то это в том, что эффективные песни для тренировок – от «Stronger» Кэни Уэста до «Back in Black» группы AC/DC – имеют общую черту – простота. Простые ритмы, простые аккорды, простые смыслы. Во время перерыва в съемках фильма «8 миля» в 2001 году Эминем перерабатывал песню, на которой работал уже больше года. Он хотел, чтобы песня отражала тему фильма – борьбу за уважение и лучшую жизнь. Менее чем за два часа он закончил «Lose yourself», в которой сравнительно элементарный бит сочетается с мощными вдохновляющими словами:

«You better lose yourself in the music, the moment

You own it, you better never let it go

You only get one shot, do not miss your chance to blow

This opportunity comes once in a lifetime»

Подстрочник:

Ты лучше растворись в музыке, этот момент

Он твой, не отпусти его

У тебя только один выстрел, не упусти свой шанс

Такая возможность бывает только раз в жизни

Eminem – Lose Yourself

«Это просто идеальная песня для разогрева перед бегом», говорит Дэн Браун, участник олимпийской команды США по марафону 2004 года. «В ней нет ничего сбивающего с толку – только старый добрый посыл «иди и сделай их», на который вы должны ответить».

Многие бегуны, даже те, кто имеет изысканный музыкальный вкус, предпочитают тренироваться под менее сложную музыку. При всех их несомненных талантах исполнители вроде Боба Дилана, Билли Холидей и Ван Моррисон редко появляются на беговых плейлистах – в то время, как тысячи джоггеров во всей Америке бегают под оптимистичные звуки Мадонны или Black Eyed Peas. «Мне просто нужно что-то быстрое», говорит Брэд Хадсон, в прошлом марафонец с результатом 2:13, сейчас тренирующий олимпийца Датана Ритценхайна. «Мне не нужен глубокий смысл».

Black Eyed Peas – Let’s Get it Started

Наряду с простотой, как показал неофициальный опрос бегунов и музыкантов, лучшие песни для тренировок содержат, по меньшей мере, некоторые из следующих черт:

1. Безжалостный ритм
«Во время тренировки я хочу почувствовать злость и напряжение», говорит Дэвид Ходо, бегун-любитель и многолетний участник диско-группы «Village People» (его сценический образ – строительный рабочий). «В настоящее время я много слушаю Джоан Джетт, потому что в её музыке серьезный акцент сделан на мощных битах («БАМ! БАМ! БАМ! БАМ! БАМ!»), которые заставляют двигаться. Джоан не играет в игрушки».

Что не менее важно, заряжающие энергией звуки музыкантов от Led Zeppelin и The Strokes до Outkast и Queens of the Stone Age служат своего рода накачивающим сердце метрономом. Несмотря на то, что кто-то, конечно, может отсчитывать интервалы и под «The Way We Were» Барбары Стрейзанд (медленная и лиричная баллада – прим.пер.), на самом деле существует физическая реакция на молотящие барабаны, агрессивный гитарный рифф, громкоголосого певца, кричащего на пределе своих легких (вздрогните и представьте Дэвида Ли Рота*). Существует причина, почему так много бегунов без ума от безжалостной мощи альт-рокеров «Rage Against the Machine», даже спустя восемь лет после рассада группы: не имеющая себе равных скорость игры барабанщика Брэда Уилка. «Они заставляют меня хотеть бежать каждый раз, когда я слышу их», говорит DJ Аарон («Белая Сова») Хандельман, в прошлом эм-си (МС, Master of Ceremonies – ведущий, конферансье) известной в 1990-е хип-хоп группы Bad Ronald. «Некоторые биты просто нельзя остановить».

Rage Against The Machine – Killing in the Name

2. Мощные темы

«Вот что мне нравится в “Lose Yourself”», говорит звезда кантри-музыки Кэролин Дон Джонсон, имеющая в своем активе три полумарафона. «Эта песня о том, как падать и сразу же подниматься со своей пятой точки. Не могу представить, чтобы какой-нибудь бегун не понял ее».

Самые популярные среди бегунов песни содержать тексты, которые вдохновляют, вселяют страсть. «Eye of the Tiger» о том, как не сдаваться в безвыходной ситуации, «Back in Black\» группы AC/DC – о воскрешении из мертвых сильнее, чем когда-либо (песня посвящена Скотту, вокалисту группы, погибшему за несколько месяцев до того). «Fight the Power» группы Public Enemy – злое провозглашение социальных перемен. «Песни, которые меня злят, заставляют меня бежать быстрее», говорит Хандельман.

AC/DC – Back in Black

3. Гипнотизм

Хотя Стив Бойе и не согласится признать, он знает: одна из причин, по которой люди слушают его беговые миксы – они хотят забыть, что они слушают его беговые миксы. Бойе создатель и диджей podrunner.com – сайта и популярного подкаста электронной танцевальной музыки. Конечно, ему нравится думать, что люди услышат разные звуки смешанные воедино и подумают: «Ух ты, этот парень гений». Но он знает, о чем думают бегуны.

«В своем лучшем виде музыка действует как посредник между телом и разумом», говорит Бойе. «Благодаря ей бегуну есть на чем сосредоточиться, она занимает его внимание настолько, чтобы он не думал: «Боже, скорей бы это все закончилось».

Джен Райнс, гордость городка Вилланова, что под Филадельфией, ставшая третьей на отборе в олимпийскую команду США 2004 года, соглашается. Ее любимая композиция для длительных пробегов – \»Freefall\» (Свободно падение) – трек от голландского дуэта «Jeckyll & Hyde». В песне нет ни текста, ни вдохновляющего посыла, ни музыкального разнообразия. «Мне не нужно, чтобы кто-нибудь говорил мне, что я могу это сделать», говорит Райнс. «Мне просто нравятся повторяющиеся звуки, на которых можно сосредоточиться».

Jeckyl & Hyde  — Freefall

4. Агрессивный темп

Зачастую даже не осознавая этого, бегуны используют музыку в качестве регулятора темпа, синхронизируя свои шаги с битами в минуту прослушиваемой песни. При этом, если прослушивание, например, бешеной композиции «More Human Than Human» группы White Zombie творит чудеса, то устроить себе скоростную тренировку под легкие мелодии, скажем, the Carpenters наверное не получится.

White Zombie — More Human Than Human

«Вот в чем прелесть бега под электронику – в ней количество БВМ почти всегда идеально для бегуна», говорит Бойе, чей сайт предлагает множество миксов с различными БВМ. «Музыканты и продюсеры не приходят в студию с мыслью: «Давайте-ка сделаем медленную, спокойную электронную песню». Им всегда нужно нечто быстрое и мощное – то же, что и бегунам. Поэтому, когда вы бегаете и слушаете музыку с идеальной скоростью – вы на новом уровне».

Кроме того, высокое количество БВМ дает больше, чем просто темп. Согласно Бойе, оно на подсознательном уровне заставляет бегуна в буквальном смысле увеличивать скорость и стараться держаться ритма. Даже если марафонец-пятичасовик и не сможет выдерживать ритм с битами, скажем, песни \»Bad Stone\» группы The Crystal Method, музыка сможет подтолкнуть бегуна, заставляя его чаще размахивать руками и хотя бы немножко увеличить длину шага, когда до невозможности быстрые биты начнут проникать в его уши.

The Crystal Method – Bad Stone

5. Духоподъемные аранжировки

На каждые 10 бегунов, наслаждающихся подгоняющим драйвом пени «Seven Nation Army» The White Stripes всегда найдется парочка ищущих богатые мелодии и широкие музыкальные горизонты, которые просто могут поддержать их некоторое время. Возьмем, к примеру, Мишу Дихтера, прославленного классического пианиста, который скорее готов слушать лесопилку, чем очередной альбом группы Pantera (популярная в 80-е американская металл-группа – прим.пер.). «Из всех вещей, под которые можно тренироваться, мое любимое – симфонии Брукнера (Антон Брукнер – австрийский композитор 19 века). Они помогают мне почти полностью забыть, что я делаю что-то, требующее усилий». Это также является одной из причин, почему столь часто на соревнованиях на финише можно услышать оригинальную тему из «Рокки» композитора Билла Конти. Грандиозный оптимизм духовой секции, соединенный с эффектным рефреном: \»Gonna fly now\» («Готов взлететь»; собственно, откуда и название статьи – прим.пер.), обладает практически универсальным эффектом по поддержанию сил бегуна, когда это более всего необходимо.

Bill Conti — Gonna Fly Now

Участница олимпийских игр в марафоне Дина Кастор использует трансовый микс диджея Мэтта Дэйри на песню U2 \»Beautiful Day\» ради сходного эффекта во время своих темповых забегов. «Мой муж Эндрю едет рядом со мной на автомобиле и включает этот трек на последней миле этих изнуряющих тренировок», говорит она. Вдохновляющие мелодии вроде этой в состоянии просто поддержать как элитных, так и бегунов-середняков, тогда как более быстрые и яростные композиции просто собьют их с ног. Другими словами, во время бега они счастливы. «Я довольно медленный, поэтому не использую музыку для улучшения своего времени», говорит Дихтер, называющий себя нью-йоркским трудягой. «Я слушаю музыку ради приятного 45-минутного переживания».

Matt Darey — Beautiful Day (SunBurst Mix)

Перевод: Таймас Тимержанов

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий