Бегая с музыкой

Бегая с музыкой

 Бег с музыкой: «pro et contra»

 

 

 

 

 

 

 

На любом соревновании по бегу, да и на обычной пробежке сегодня скорее встретишь бегунов с наушниками, чем без. Борцы за чистоту бега считают, что в спорте крайне необходимо воспринимать окружающую обстановку, однако ряды бегунов, не желающих сделать по беговой дорожке хотя бы шаг без своего «мотивирующего плей-листа», неуклонно растут. В 2007 году USATF, административный совет по вопросам бега на длинные дистанции США, запретил использование мобильных музыкальных устройств на своих официальных мероприятиях, в результате чего в том же году на Марафоне Городов-Близнецов было дисквалифицировано 144 бегуна. Позднее USATF внесла поправки в свой запрет – он теперь распространяется только на тех, кто борется за призовые места в чемпионате – но спор между любителями и ненавистниками наушников продолжается. Доводы «за» представляет Костас Карагеоргис, к.н., спортивный психолог, изучающий позитивное влияние музыки на спортсменов. Его оппонентом выступает Джим Дэнисон, к.н., спортивный социолог и тренер, считающий, что самое лучшее при беге – слышать собственные шаги. Ниже представлены их аргументы.

RUNNER’S WORLD: Можете объяснить суть всей этой шумихи вокруг бега с музыкой?

 

ЗА: Иногда музыка может сгладить ощущения от бега. Исследования показывают, что музыка уменьшает ваше восприятие трудности бега примерно на 10 процентов. Внешний раздражитель, каким и является музыка, в состоянии блокировать внутренние раздражители, направляющиеся к головному мозгу, такие, как связанные с усталостью импульсы, исходящие от мышц и органов. Когда эти импульсы блокируются, уменьшается и восприятие бегуном прилагаемого усилия, и у вас возникает чувство, что вы можете бежать дальше и быстрее (исключение составляют усилия на более высоких уровнях – мозг непроизвольно переключает свое внимание с внешнего на внутренний раздражитель). Музыка также повышает позитивные стороны настроения, например, возбуждение и радость, и понижает негативные (напряжение, усталость, волнение), поэтому её можно использовать во время предстартовой подготовки в качестве средства достижения оптимального психологического состояния.

 

ПРОТИВ: Одна большая проблема заключается в том, что, слушая музыку, вы отвлекаетесь от других звуков, производимых в процессе бега, таких, как дыхание и шаги, которые являются важнейшими знаками. Они дают вам представление о прилагаемом вами усилии. Из-за музыки вы также перестаете воспринимать окружающий вас мир, что может быть небезопасно. Вы можете не услышать машину или человека позади себя. Вы можете не услышать отдаленный гром – предвестник грозы. А на соревнованиях музыка может отвлечь вас от других бегунов и, кроме того, вы можете пропустить инструкции, раздаваемые организаторами. Разве вы сядете за руль автомобиля или на мотоцикл с наушниками. Вряд ли, так как это сокращает ваше внимание и увеличивает время реакции. Наконец, я считаю, что бегуны могут стать зависимыми от музыки. И постепенно у вас может притупиться ощущение настоящих мотиваторов, таких, как чувство заряженности, получаемое вами во время бега

 

RW: Правда ли, что одним бегунам музыка нужна больше, чем другим?

 

ЗА: Да, на самом деле музыка не эффективна для так называемых «ассоциаторов». Серьезные спортсмены, как правило – ассоциаторы, что означает, что они концентрируются на внутренних признаках, таких как дыхание, ЧСС и напряжение мышц. Спортсмены этого типа не извлекают особенную выгоду из внешних раздражителей, в том числе музыки. Вместе с тем существуют «диссоциаторы». Ваш среднестатистический читатель, ведущий активный образ жизни, попадает в эту категорию. Для таких людей музыка может стать мотивирующей силой. Диссоциаторы скорее прибегнут к музыке, чтобы отвлечься от скуки, с которой часто ассоциируют тренировки.

 

ПРОТИВ: Элитным бегунам пожалуй не нужна внешняя помощь, чтобы справляться с так называемой беговой рутиной, но мне не хотелось бы ставить крест и на обычных людях, занимающихся оздоровительным бегом. На мой взгляд, далеко не все рассматривают бег всего лишь как средство. Поэтому мне представляется неверным изначальный посыл, что бег – это нечто скучное и людям нужна музыка, чтобы справиться с ним. Многие наслаждаются самим процессом бега и ощущением движения. Совсем не обязательно быть элитным спортсменом, чтобы быть в гармонии со своим телом.

 

 

 

RW: Говорят, что бег очищает разум. Как музыка влияет на это?

 

ПРОТИВ: Способность быть в мире с самим и в спокойствии утеряна нашей культурой. Утеряна в угоду множественности функций, выполняемых современным человеком. Я готов утверждать, что прослушивание музыки (подкастов,  аудиокниг) во время бега – одна из форм все той же многофункциональности. Слушая музыку во время бега, мы не можем полностью расслабиться и начать наслаждаться процессом.

 

ЗА: В «потоковом состоянии», то есть при полном погружении в выполняемую задачу, время кажется остановившимся. Вы наслаждаетесь тем, что вы делаете, вы чувствуете себя в согласии с самим собой. Но согласно некоторым хорошим исследованиям музыка может помочь продлить потоковое состояние во время бега. То есть она на самом деле может быть частью целостного переживания, и не обязательно отделена от или вредна для него.

 

RW: А что насчет беговой дорожки? Музыка на ней необходима, ведь так?

ЗА: Наверное, музыку слушать лучше на беговой дорожке, чем на уличных пробежках. Во-первых, нет опасностей уличного движения. При этом неотделимым свойством уличного бега является переключение внимания, например, из-за постоянно меняющегося ландшафта, и эти внешние раздражители итак не дают заскучать. На дорожке же вы не испытываете действия этих раздражителей – ну или меньшего их числа – поэтому музыка здесь весьма кстати. Меньше воспринимаемое усилие, меньше скука.

 

ПРОТИВ: Возражаю. Бегая на тренажере с «айподом», вы не слышите своих шагов и дыхания. И вы не учитесь связывать эти признаки с уровнем прилагаемого усилия. Вы отрезаете себя от своего бега. Почему бег на дорожке должен отличаться от уличного? То же самое абсолютное единение с собственным телом может произойти в любой беговой ситуации, и на мой взгляд это в любом случае лучше, чем позволить музыке препятствовать впечатлениям бега и движения. Я постоянно слежу за спортсменами на дорожке и на уличных пробежках. Не важно, где они бегают – если при этом они слушают музыку, то их бег становится почти механическим. Они слушают музыку только для того, чтобы поскорее разделаться с тренировкой. Если же вы видите людей, работающих без музыки, вы видите совсем другой подход. Они более нацелены.

 

RW: Что вы думаете о соревнованиях, на которых музыка звучит вдоль трассы?

 

ПРОТИВ: Думаю, музыка на соревнованиях может оказать обратное воздействие, заставляя вас увеличивать темп на подъемах, например. Бежать гонку в таком стиле неэффективно, в конце концов, вы только измучаете себя. Чтобы уберечься от этого, я бы порекомендовал использовать часы и контролировать свои отрезки в начале гонки, чтобы вы могли подобрать свой темп. Так вы в точности сможете определить, каким по ощущениям должен быть ваш соревновательный темп. Самое главное – а) понимать, что воздействие музыки на вас может оказаться отрицательным и б) не позволить этому случиться.

 

ЗА: В одном из наших последних исследований мы включали музыку не на всем протяжении трассы, а на заранее намеченных пунктах. По-видимому, именно в этих точках музыка наиболее эффективна, а потому, я думаю, ставить музыку на некоторых участках вдоль трассы было бы весьма полезно.

 

 

 

RW: Так как бегуны могут использовать музыку с наибольшей для себя выгодой?

 

ЗА: Полезные свойства музыки можно использовать преимущественно на низком, либо среднем уровне интенсивности. Я бы сказал, что наилучшим было бы использовать ее в дни легких пробежек. Мы также исследовали синхронное использование музыки. То есть когда спортсмен сознательно подстраивает свой бег под музыкальный ритм. Результатом может быть более эффективный расход кислорода во время бега. Для синхронного бега вам надо вычислить частоту шагов для нужной вам скорости, затем найти музыку, с частотой битов чуть большей, чем частота шагов – одного-двух битов быстрее ваших обычных шагов должно быть достаточно. Мы также выяснили, что оптимальный способ, как правило, это две сессии с музыкой на одну без. Если вы будете использовать музыку на каждой тренировке, вы можете стать невосприимчивы к ней или понадеяться на нее на соревнованиях.

 

Автор: Таймас Тимержанов

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.


Оставить комментарий